Аквариум номер 7, или формирование результатов обучения


На седьмой встрече клуба "Аквариум”, Даулбаева Альмира рассказала о результатах обучения на примере дисциплины «Экология и устойчивое развитие».



Было рассмотрено такое понятие как «результаты обучения».
Мы попытались выявить в чем их преимущества (в сравнении с традиционными целями и задачами, как результатами  учебной программы),  проблемы опыта разработки и внедрения, а также перспективы проектирования учебных программ на основе результатов обучения, и их значение в обеспечении качества обучения.
Как правило преподаватели, разрабатывая учебную программу определенной дисциплины начинают с определения того содержания и средств для ее освоения, которое необходимо освоить обучающимся в процессе изучения дисциплины. Обучаемому при этом отводится исполнительская функция репродуктивного характера.
  
 
 При этом главным критерием обучения становится безошибочное воспроизведение изученного материала. Результатом указанного подхода является освоение обучающимся достаточного объема знаний, и, как правило, не умение его использовать на практике или пополнять.

На сегодняшний день цель современного образования - повышение личностного потенциала обучающегося, формирование его способности к компетентностной деятельности в предстоящих жизненных предметных и социальных ситуациях.
Для осуществления данного подхода, один из путей — это ориентация учебного процесса на запланированные результаты обучения.  Где имеется четкая формулировка того, что, как ожидается, будет знать, понимать или будет в состоянии продемонстрировать обучающийся по окончании дисциплины [1].

Одна из основных идей механизма достижения запланированных результатов обучения заключается в том, что, посредством прописывания результатов обучения (которые прописываются и по основным этапам процесса усвоения знаний, и по уровням усвоения от низшего к высшему) - прописывается тот обязательный объем содержания учебной дисциплины, который необходимо изучить [2].
При этом очень важно, результаты обучения описывать таким образом, чтобы их можно было реально измерить и оценить. Каждый прописанный и обозначенный в программе результат обучения должен иметь разработанную преподавателем систему измерения и оценки.

Каковы же преимущества прописанных результатов обучения?

1.     Четкая формулировка результатов обучения позволяет студентам спланировать свое учебное время, определиться в первостепенности тех или иных заданий по изучаемой дисциплине.
2.     Позволяет методически грамотно избрать стратегию обучения, которая отвечает запланированным результатам обучения, определить методы и формы обучения.
3.     Позволяет создать такую систему оценочных средств по изучаемой дисциплине, при которой каждый «заявленный» результат обучения возможно проконтролировать в процессе его формирования, измерить и оценить [3].

В конце нашей встречи, мы задумались над вопросом, а зачем вообще преподавателю нужны «результаты обучения»?
По своему опыту, формируя «результаты обучения» по дисциплине «Экология и устойчивое развитие», я пришла к следующему выводу:
Во-первых, когда начинаешь прописывать результаты, которые следуют друг за другом, приходишь к выводу, что некоторые задачи изначально были поставлены неверно. Теперь я задумалась о пересмотре всей дисциплины в плане тематик и целей.
Прописывая формулировку результатов обучения, пришлось их постоянно соотносить с результатами обучения по всей программе.
В частности, быть в полном и строгом соответствии с уровнями усвоения учебного материала и с основными этапами процесса усвоения знаний.
Таким образом изначально правильно поставленные результаты делают нашу дисциплину более актуальной и интересной с точки зрения студента, а преподаватель всегда четко знает, что должен продемонстрировать обучающийся по окончании процесса обучения, и как он будет демонстрировать свое достижение на каждом этапе.
Во-вторых, меняется мир, изменяются студенты, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к педагогу. Сейчас в период обучения в вузе, где просто необходимо увеличить практическую направленность, в своих результатах обучения необходимо учитывать данный аспект. Поэтому я столкнулась с тем, а какие задания необходимо прописать студенту? Необходимо учитывать их актуальность (уже не получится идти по “накатанному”), кроме того задания должны быть такими, чтобы студент смог применить их на практике.
Поэтому, на мой взгляд, расписывая результаты обучения, мы прописываем четкие формулировки того, что ожидаем от студента.

Используемая литература:

  1. Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход (книга – приложение 1) \ Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 536 с.   
  2. Скляренко А.Н. / Результаты обучения (в терминах компетенций). Новый подход в обеспечении качества учебной программы. https://clck.ru/FAH74   
  3. Европейские публикации по вопросам написания результатов обучения http://main.isuct.ru/files/edu/umu/publ_resu https://clck.ru/FAH74lt_obucheniya.pdf

x

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Виртуальная и дополненная реальность теперь доступна всем