Виртуальная и дополненная реальность теперь доступна всем
Немного истории
В 1980-90-х Голливуд
начал мечтать о киберобществе – обществе, в котором жизнь человека будет
погружена полностью или частично в виртуальную реальность. Такие фильмы, как «Трон»
(1982), «Газонокосильщик» (1992), “Виртуозность» (1995), кстати, с молодыми
Дензелом Вашингтоном и Расселом Кроу, и «Джони Мнемоник» (1995) проложили дорогу.
За ними последовали, безусловно, «Нирвана» (1997), «Матрица» (1999), «13 этаж»
(1999) и в 2010-х множество других фильмов.
Уже в 1990-х появились 3D
игры, которые
были дороги, некачественны и с невысокой степенью погружения человека в эту
реальность, однако пользовавшиеся бешенной популярностью. Начиная с 2010-х
годов действительно качественная виртуальная реальность становилась все более доступной
рядовому покупателю. В 2012 году Гугл объявил и выпустил прототип очков
дополненной реальности Google Glass.
В 2014 году Фейсбук приобрёл стартап Oculus, который на сегодняшний день является
одним из самых успешных производителей устройств виртуальной реальности –
стоимость такого устройства от $US600
до 1.500. В 2015 году Samsung
совместно
с Oculus выпустил свои очки виртуальной реальности Gear VR, стоимостью $99, запасы
которых на Amazon.com были распроданы в течение 48 часов[1].
Немного терминов
Очки Google Glass – это
дополненная реальность. Очки Oculus Rift и Samsung Gear VR – это виртуальная
реальность. Скоро поступят в продажу очки смешанной реальности ZapBox. Что они
делают?! Это в некотором роде взрыв мозга, так что лучше посмотрите сами вот в этом видео:
Виртуальная реальность,
дополненная реальность, дополненная виртуальность, смешанная реальность –
миллион терминов, о чём это всё?! Пол Милграм и Фумио Киширо в 1994 году описали
континуум, на одной крайности которого реальность,
какой мы её созерцаем ежедневно, а на другой, виртуальная реальность – полностью искусственно созданный,
компьютерный мир, который может воссоздавать реальные места или быть полностью
выдуманным. Виртуальная реальность погружает два наших органа чувств – зрение и
слух, в другой мир. Например, аппарат виртуальной реальности следит за
поворотом вашей головы и показывает соответствующее место в виртуальном мире.
А видео 360 – это тоже
виртуальная реальность? Видео 360 или видео с погружением отличаются от
привычных нам видеороликов тем, что в них видно не только то, что перед нами,
т.е. камерой, но можно посмотреть вокруг, во всех направлениях: прекрасный
пример такого видео – это запись прыжка с парашютом.
Не смотря на схожесть с принципами
виртуальной реальности – задействованы зрение и слух, камера следует за
движением головы зрителя, видео 360 не воссоздают реальность целиком, а лишь
передают её часть. Попробуйте «пройтись» по видео 360 и у вас ничего не
получится: вы привязаны к точке, в которой находится камера. В виртуальной же
реальности, например, в играх или симуляторах, вы вполне можете «пройтись» по
комнате, заглянуть в другие помещения[2].
Дополненная
виртуальность – виртуальная реальность связана с
некоторыми реальными предметами. Это легче объяснить, используя примеры.
Помните сцену во второй
«Матрице», когда корабль прилетает в Зион – там его встречают
диспетчеры, которые работают в виртуальной среде (мини-Матрице), при этом в эту
среду проецируются их реальные образы и они могут коммуницировать с реальными
людьми и управлять реальными предметами (воротами). Это и есть дополненная
виртуальность[3].
Дополненная
реальность – это мир, который мы видим каждый день, но в котором
присутствуют некоторые компьютерные, искусственные элементы: например, очки
Google Glass могут показывать вам на своей прозрачной стеклянной поверхности мгновенный
перевод надписей или указывать направление движения по навигатору. У пилотов
современных истребителей и боевых вертолётов на стекле шлема появляются линии реальной
дороги, прорисованные компьютером; перекрестье прицела, которое следует за
реальной целью – всё это тоже дополненная реальность.
Смешанная
реальность – это мир, где переплетаются реальные предметы,
помещения и искусственные элементы: например, вы можете поместить посреди
реальной комнаты виртуальный автомобиль, представляя его потенциальному
покупателю.
«Дополненная реальность накладывает
вспомогательные объекты на наше окружение. Смешанная реальность встраивает
виртуальные объекты в окружение и подстраивает их. Виртуальная реальность
создаёт своё окружение, не взаимодействуя с внешним миром» [4].
Немного будущего
Пока эта индустрия в
основном нацелена на развлечения. Да, и в будущем скорее всего более половины
оборота в этой индустрии будет генерироваться развлечениями – играми,
демонстрацией концертов и выступлений, киноиндустрией.
Goldman Sachs
прогнозирует в своём
недавнем прогнозе развития рынка виртуальной и смешанной реальности,
что к 2025 году по самым пессимистичным прогнозам рынок программного
обеспечения и девайсов, связанных с виртуальной реальностью, достигнет объёма в
23 миллиарда долларов. Сейчас рынок не превышает в объёме и одного миллиарда. Оптимистичный прогноз предполагает взлёт рынка до 182
миллиардов долларов. Внушительная цифра, не так ли?! Примерно один миллиард из
этой суммы будет работать в сфере образования.
Уже сегодня у владельцев Samsung
Gear VR и Oculus Rift есть возможность пройти лекцию по устройству клетки и
крови с полным погружением, т.е. в виртуальной реальности. Можно потрогать
клетки и мембраны, поплавать в венах, наблюдать, как вирус атакует клетки.
Устройство Canon MReal
позволяет проводить тренинги с погружением в смешанную реальность, которые в
реальных условиях проводить было бы просто опасно, а также помогает разработчикам
автомобилей демонстрировать свои концепт-кары. Виртуальный университет компании Oculus, Unimersiv,
позволяет изучать в виртуальной реальности анатомию, Стоунхендж
и Колизей, Международную космическую станцию и многое другое.
Помимо образования,
считают эксперты Goldman Sachs, виртуальная и смешанная реальность сильно
изменят также рынок продажи недвижимости (например, представьте первое
посещение квартиры клиентом при помощи очков виртуальной реальности), боевые
симуляторы виртуальной реальности, участие в прямых трансляциях мероприятий
(концертов, церемонии вручения премии «Оскар» или как было в этом году,
президентских дебатов в США) при помощи устройств виртуальной реальности, сидя у
себя дома на кушетке.
Хватит! Что купить-то?!
Итак, вы решились
приобщиться к миру будущего. Что выбрать, с чего начать?
Наиболее доступные, дешёвые
варианты – это устройства, где роль источника виртуальной реальности, играет
смартфон. Разумеется, они же и наиболее ограниченные решения. Google
Cardboard
обойдётся в $US15
или чуть дороже в случае версий не из картона – да, это не опечатка, Cardboard
делается из картона. Google
Daydream, очки виртуальной реальности, не из картона, можно
купить от $US79. Samsung Gear VR от $US99. Помимо этого есть также очки
виртуальной реальности Homido ($US70), Zeiss VR One+ ($US129), LG 360 VR ($US200) и ещё целые мириады очков и
шлемов виртуально реальности, о которых вы можете узнать, например, из вот этого
перечня. Какие купить?! Мой совет – начните с простых, в
которые вставляется любой современный смартфон и которые стоят примерно 10.000
тенге – можно купить на барахолке или в маленьких магазинах электроники. Очень
много зависит сейчас не от очков, а от смартфона – кстати, его тоже надо будет
купить и на него вы скорее всего потратите от $US500 до $US1.000. Кроме того,
помимо очков или шлема, важно, чтобы был контент, т.е. программы, а у крупных
производителей есть возможность разрабатывать больше контента. Например,
Samsung Gear
VR в
2015 году ничего интересного из себя не представляли – было доступно всего пару
приложений; в конце 2016 года – это полноценный виртуальный мир с почти сотней приложений
и тысячами видео и фото материалов.
Теперь о другой весовой
категории – очки и шлемы, которые подключаются к компьютеру или у них есть
бортовой компьютер. Про Google Glass за $US1.500 мы уже говорили. HTC
Vive
можно купить за $US800
и в комплекте есть манипуляторы и система слежения за вашими перемещениями в
помещении, что немаловажно. Oculus Rift
стоит $US600, но версия с манипуляторами стоит те же $US800, а систему слежения
нужно покупать за ещё $US79. Итого $US880. Playstation VR, шлем для виртуальных игр, в полной
комплектации обойдётся примерно в $US1.000 – только вот игр пока маловато. В
дополнение ко всем этим девайсам нужен компьютер. И не простой, а почти золотой
– Core i7
с мощными видеокартами и так далее. Так что цена ещё увеличится, как минимум,
на $US1 000.
Отдельно стоят девайсы, в
которые уже встроен компьютер. Или скорее девайс – Microsoft
Hololens:
другой фаворит этой весовой категории, Sulon
Q,
пока ещё не вышел на рынок. Microsoft Hololens фактически создаёт в вашем доме,
любом помещении, пространстве смесь компьютерного мира в формате голограмм и
реального мира. Оцените сами:
Однако Hololens
стоит от $US3.000.
Комментарии излишни.
Немного итогов
От $US15 до $US3.000. От
простых видео 360 до голографического компьютера у вас в спальне. Выбор за
вами, но в любом случае, погружение в виртуальную реальность из-за цены ли или
индивидуальных предпочтений, а может и по причинам физиологическим – есть люди,
у которых проявляется непереносимость любых ВР шлемов, очков и касок, желательно
производить постепенно – от простого и дешёвого, к сложному и дорогому.
[1] Более подробнее об истории вопроса
в статье Geektimes, «Виртуальная,
дополненная и смешанная реальность: суть понятий и история развития»,
29.02.2016
[2] Больше о различиях виртуальной
реальности и видео 360 вы можете подчерпнуть в статье GearPatrol, «Most Virtual Reality is Not Virtual Reality. Here is Why».
Комментарии
Отправить комментарий