Виртуальная и дополненная реальность теперь доступна всем


Немного истории
В 1980-90-х Голливуд начал мечтать о киберобществе – обществе, в котором жизнь человека будет погружена полностью или частично в виртуальную реальность. Такие фильмы, как «Трон» (1982), «Газонокосильщик» (1992), “Виртуозность» (1995), кстати, с молодыми Дензелом Вашингтоном и Расселом Кроу, и «Джони Мнемоник» (1995) проложили дорогу. За ними последовали, безусловно, «Нирвана» (1997), «Матрица» (1999), «13 этаж» (1999) и в 2010-х множество других фильмов.



Уже в 1990-х появились 3D игры, которые были дороги, некачественны и с невысокой степенью погружения человека в эту реальность, однако пользовавшиеся бешенной популярностью. Начиная с 2010-х годов действительно качественная виртуальная реальность становилась все более доступной рядовому покупателю. В 2012 году Гугл объявил и выпустил прототип очков дополненной реальности Google Glass. В 2014 году Фейсбук приобрёл стартап Oculus, который на сегодняшний день является одним из самых успешных производителей устройств виртуальной реальности – стоимость такого устройства от $US600 до 1.500. В 2015 году Samsung совместно с Oculus выпустил свои очки виртуальной реальности Gear VR, стоимостью $99, запасы которых на Amazon.com были распроданы в течение 48 часов[1].

Немного терминов
Очки Google Glass – это дополненная реальность. Очки Oculus Rift и Samsung Gear VR – это виртуальная реальность. Скоро поступят в продажу очки смешанной реальности ZapBox. Что они делают?! Это в некотором роде взрыв мозга, так что лучше посмотрите сами вот в этом видео:


Виртуальная реальность, дополненная реальность, дополненная виртуальность, смешанная реальность – миллион терминов, о чём это всё?! Пол Милграм и Фумио Киширо в 1994 году описали континуум, на одной крайности которого реальность, какой мы её созерцаем ежедневно, а на другой, виртуальная реальность – полностью искусственно созданный, компьютерный мир, который может воссоздавать реальные места или быть полностью выдуманным. Виртуальная реальность погружает два наших органа чувств – зрение и слух, в другой мир. Например, аппарат виртуальной реальности следит за поворотом вашей головы и показывает соответствующее место в виртуальном мире.

А видео 360 – это тоже виртуальная реальность? Видео 360 или видео с погружением отличаются от привычных нам видеороликов тем, что в них видно не только то, что перед нами, т.е. камерой, но можно посмотреть вокруг, во всех направлениях: прекрасный пример такого видео – это запись прыжка с парашютом.



Не смотря на схожесть с принципами виртуальной реальности – задействованы зрение и слух, камера следует за движением головы зрителя, видео 360 не воссоздают реальность целиком, а лишь передают её часть. Попробуйте «пройтись» по видео 360 и у вас ничего не получится: вы привязаны к точке, в которой находится камера. В виртуальной же реальности, например, в играх или симуляторах, вы вполне можете «пройтись» по комнате, заглянуть в другие помещения[2].

Дополненная виртуальность – виртуальная реальность связана с некоторыми реальными предметами. Это легче объяснить, используя примеры. Помните сцену во второй «Матрице», когда корабль прилетает в Зион – там его встречают диспетчеры, которые работают в виртуальной среде (мини-Матрице), при этом в эту среду проецируются их реальные образы и они могут коммуницировать с реальными людьми и управлять реальными предметами (воротами). Это и есть дополненная виртуальность[3].


Дополненная реальность – это мир, который мы видим каждый день, но в котором присутствуют некоторые компьютерные, искусственные элементы: например, очки Google Glass могут показывать вам на своей прозрачной стеклянной поверхности мгновенный перевод надписей или указывать направление движения по навигатору. У пилотов современных истребителей и боевых вертолётов на стекле шлема появляются линии реальной дороги, прорисованные компьютером; перекрестье прицела, которое следует за реальной целью – всё это тоже дополненная реальность.

Смешанная реальность – это мир, где переплетаются реальные предметы, помещения и искусственные элементы: например, вы можете поместить посреди реальной комнаты виртуальный автомобиль, представляя его потенциальному покупателю.
«Дополненная реальность накладывает вспомогательные объекты на наше окружение. Смешанная реальность встраивает виртуальные объекты в окружение и подстраивает их. Виртуальная реальность создаёт своё окружение, не взаимодействуя с внешним миром» [4].

Немного будущего
Пока эта индустрия в основном нацелена на развлечения. Да, и в будущем скорее всего более половины оборота в этой индустрии будет генерироваться развлечениями – играми, демонстрацией концертов и выступлений, киноиндустрией.

Goldman Sachs прогнозирует в своём недавнем прогнозе развития рынка виртуальной и смешанной реальности, что к 2025 году по самым пессимистичным прогнозам рынок программного обеспечения и девайсов, связанных с виртуальной реальностью, достигнет объёма в 23 миллиарда долларов. Сейчас рынок не превышает в объёме и одного миллиарда. Оптимистичный прогноз предполагает взлёт рынка до 182 миллиардов долларов. Внушительная цифра, не так ли?! Примерно один миллиард из этой суммы будет работать в сфере образования.

Уже сегодня у владельцев Samsung Gear VR и Oculus Rift есть возможность пройти лекцию по устройству клетки и крови с полным погружением, т.е. в виртуальной реальности. Можно потрогать клетки и мембраны, поплавать в венах, наблюдать, как вирус атакует клетки. Устройство Canon MReal позволяет проводить тренинги с погружением в смешанную реальность, которые в реальных условиях проводить было бы просто опасно, а также помогает разработчикам автомобилей демонстрировать свои концепт-кары. Виртуальный университет компании Oculus, Unimersiv, позволяет изучать в виртуальной реальности анатомию, Стоунхендж и Колизей, Международную космическую станцию и многое другое.

Помимо образования, считают эксперты Goldman Sachs, виртуальная и смешанная реальность сильно изменят также рынок продажи недвижимости (например, представьте первое посещение квартиры клиентом при помощи очков виртуальной реальности), боевые симуляторы виртуальной реальности, участие в прямых трансляциях мероприятий (концертов, церемонии вручения премии «Оскар» или как было в этом году, президентских дебатов в США) при помощи устройств виртуальной реальности, сидя у себя дома на кушетке.

Хватит! Что купить-то?!
Итак, вы решились приобщиться к миру будущего. Что выбрать, с чего начать?

Наиболее доступные, дешёвые варианты – это устройства, где роль источника виртуальной реальности, играет смартфон. Разумеется, они же и наиболее ограниченные решения. Google Cardboard обойдётся в $US15 или чуть дороже в случае версий не из картона – да, это не опечатка, Cardboard делается из картона. Google Daydream, очки виртуальной реальности, не из картона, можно купить от $US79. Samsung Gear VR от $US99. Помимо этого есть также очки виртуальной реальности Homido ($US70), Zeiss VR One+ ($US129), LG 360 VR ($US200) и ещё целые мириады очков и шлемов виртуально реальности, о которых вы можете узнать, например, из вот этого перечня. Какие купить?! Мой совет – начните с простых, в которые вставляется любой современный смартфон и которые стоят примерно 10.000 тенге – можно купить на барахолке или в маленьких магазинах электроники. Очень много зависит сейчас не от очков, а от смартфона – кстати, его тоже надо будет купить и на него вы скорее всего потратите от $US500 до $US1.000. Кроме того, помимо очков или шлема, важно, чтобы был контент, т.е. программы, а у крупных производителей есть возможность разрабатывать больше контента. Например, Samsung Gear VR в 2015 году ничего интересного из себя не представляли – было доступно всего пару приложений; в конце 2016 года – это полноценный виртуальный мир с почти сотней приложений и тысячами видео и фото материалов.

Теперь о другой весовой категории – очки и шлемы, которые подключаются к компьютеру или у них есть бортовой компьютер. Про Google Glass за $US1.500 мы уже говорили. HTC Vive можно купить за $US800 и в комплекте есть манипуляторы и система слежения за вашими перемещениями в помещении, что немаловажно. Oculus Rift стоит $US600, но версия с манипуляторами стоит те же $US800, а систему слежения нужно покупать за ещё $US79. Итого $US880. Playstation VR, шлем для виртуальных игр, в полной комплектации обойдётся примерно в $US1.000 – только вот игр пока маловато. В дополнение ко всем этим девайсам нужен компьютер. И не простой, а почти золотой – Core i7 с мощными видеокартами и так далее. Так что цена ещё увеличится, как минимум, на $US1 000.

Отдельно стоят девайсы, в которые уже встроен компьютер. Или скорее девайс – Microsoft Hololens: другой фаворит этой весовой категории, Sulon Q, пока ещё не вышел на рынок. Microsoft Hololens фактически создаёт в вашем доме, любом помещении, пространстве смесь компьютерного мира в формате голограмм и реального мира. Оцените сами:


Однако Hololens стоит от $US3.000. Комментарии излишни.

Немного итогов
От $US15 до $US3.000. От простых видео 360 до голографического компьютера у вас в спальне. Выбор за вами, но в любом случае, погружение в виртуальную реальность из-за цены ли или индивидуальных предпочтений, а может и по причинам физиологическим – есть люди, у которых проявляется непереносимость любых ВР шлемов, очков и касок, желательно производить постепенно – от простого и дешёвого, к сложному и дорогому.


[2] Больше о различиях виртуальной реальности и видео 360 вы можете подчерпнуть в статье GearPatrol, «Most Virtual Reality is Not Virtual Reality. Here is Why».
[3] Больше о том, что такое дополненная виртуальность вы можете подчерпнуть из вот этой презентации доктора Ноттингемского Университета Макса Уилсона.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Аквариум номер 7, или формирование результатов обучения