Быть или не быть тренером?
На прошедшем Аквариуме (6 декабря) я презентовал книгу Натальи Жадько “Тренинг для тренеров: секреты эффективного обучения”.
Самой интересной и обсуждаемой темой для преподавателей стала тема различий между ремеслом преподавателя и тренера. Многие озадачились: Может быть поменять работу и стать тренером? Насколько это выгоднее в наше время? Я решил углубиться в эту тему и найти ответ на этот вопрос. Что ж, поехали.
Для начала нам необходимо определить эти термины.
Преподаватель – это тот, кто передает знания. Скорее энциклопедического характера, теорию, факты, информацию. Чтобы быть учителем совсем необязательно переживать личный опыт передаваемого. К примеру, учитель истории – он изучил множество книг, исторических фактов, синтезировал их и передает ученикам, для этого ему не надо было лично участвовать в военных битвах и сражениях или присутствовать при том или ином событии. То есть, он просто передает то, что узнал от кого-то другого, из некого источника информации. Его материалы основаны на вере в то, что так оно и есть.
Тренер – это тот, кто передает свой личный опыт. Самый наглядный пример – из области спорта. Спортсмен стал чемпионом, для этого он долго тренировался, изучал и тестировал на себе разные техники и нюансы, постепенно он приобретал нужные ему качества, осваивал навыки и техники, применял, подстраивал их под себя и вывел свою личную формулу успеха, которая именно его привела к победе. Как правило – это некая пошаговая система, которая становится его личным ноу-хау. В ней есть его личные секреты.
Для тренеров, которые передают свой опыт в корпоративной сфере часто к определению “тренер” добавляют слово “бизнес” - Бизнес-тренер.
Я начал искать статьи, научные публикации, исследования по теме эффективности работы тренера и преподавателя. К сожалению, ничего из этого на русском языке не было найдено. Это неудивительно, ведь работа бизнес-тренера на рынке СНГ появилась относительно недавно, с открытием представительств крупных мировых компаний.
В источниках на английском языке я нашел пару статей и публикации в личных блогах. В публикации Гаури Санкара, тренера и финансового консультанта все они сводились к тому, что работа тренера и преподавателя схожи - обучить чему-либо. И различия появляются с вопросами:
С какой целью? Работа преподавателя нацелена на то, чтобы научить студентов учиться, понимать и принимать информацию. Применение этой информации необязательно, либо студенты применяют эту информацию после завершения обучения через несколько лет. Тренер же учит с целью, чтобы обучающиеся начали применять полученные знания немедленно на практике. То есть цель обучения преподавателем в долгой перспективе (месяцы-годы), а тренера в краткосрочной (дни-недели).
Как? Преподаватели в ВУЗах в основном обучают в форматах лекции, семинаров, и в последнее время стало актуальным проводить занятия в формате “перевернутого класса”. Но тренеры используют на своих тренингах различные типы подходы обучения как кейсы, симуляции ситуации, обсуждения и игры.
Переведем различия между преподавателем и тренером в виде таблицы:
Преподаватель
|
Тренер
|
Понимание информации
|
Применение информации
|
Фокус на теоретические знания
|
Фокус на Включает практические знания
|
Обучение концепциям и теориям
|
Обучение техническим и практическим навыкам
|
Говоря про работу тренера и преподавателя необходимо учитывать также предыдущий багаж знаний. Для преподавателя важно иметь педагогическое, или психологическое образование. В тренерстве наличия педагогического образования необязательно. Тренерами становятся люди из разных сфер: IT, финансы, маркетинг. Важным является быть экспертом в предметной области и иметь личный опыт работы в этой сфере,.а для преподавателей нет такого жесткого ограничения.
Делая вывод из всего выше написанного, я рекомендую вам попробовать стать тренерами, если вам важно не просто передать знания, а чтобы ваши обучающиеся начали применять знания на практике. Но также актуальным остается быть преподавателем. И не простым преподавателем, а преподавателем, который применяет в своем обучении новые тренды, которые помогут разнообразить обучение в аудиториях.
И специально для вас мы приготовили 8 лайфхаков из методов тренерства, которые вы можете использовать в обучении студентов:
Лайфхак №1. Смешанное обучение
Посвятите практическим занятиям в аудиториях больше времени перенеся теоретический материал в систему дистанционного обучения для самостоятельного изучения. Студенты могут дома посмотреть видео, прочитать лекционные материалы, а на очных занятиях изучить тему на кейсах, дискуссиях и т.д. Сейчас даже 80% ВУЗов в США предлагают студентам смешанный формат обучения[1].
Лайфхак №2. Форматы обучения
Используйте в аудиторных занятиях форматы обучения выше 20% по Пирамиде обучения:
- аудио и видеоуроки по вашей теме;
- дискуссии и кейсы из практических применений знаний для развития навыков анализа у студентов;
- практические задания;
Пирамида обучения (источник: Ollie Russell from Dribble)
Лайфхак №3. Игры и геймификация
Используйте в обучении игровые механики, чтобы мотивировать студентов учиться. Вы можете включить в обучение конкурсы, награды за участие на занятиях, за выполнение заданий.
Геймификация — это когда игровые правила используют для достижения реальных целей. Другими словами, за счет игры вы делаете скучные задания интересными, избегаемое — желанным, а сложное — простым.
О внедрении геймификации в школах написано в статье “Геймифицируй это! Как превратить урок в игру.” Также рекомендую к прочтению книги “The book of Brain building games” и “100 Thiagi’s favorit games”, в которых описаны множество примеров использования игр в обучении.
Лайфхак №4. Изучите свою аудиторию
Каждому человеку приятно, когда другие люди запоминают, что те говорят, важные для них детали. После каждого тренировочного дня выделите час, чтобы припомнить всё, что участники рассказывали о себе. Запишите эти детали на листе бумаги напротив имени каждого участника.
Лайфхак №5. Перефразируйте вопросы
Прежде, чем начать отвечать на вопрос участника, перефразируйте его своими словами. Так вы покажете участнику, что слушали и понимаете его вопрос. Если вы не поняли вопрос, участник поймёт это по тому, как вы его перефразировали. У вас будет дополнительные 5-10 секунд, чтобы собраться с мыслями для ответа. Другие участники могли не услышать или не понять вопрос: ваша парафраза поможет им. При это старайтесь избегать начала парафразы с “То, что вы имеете в виду…” или “То есть то, что вы пытаетесь сказать…” - это может оскорбить участника.
Лайфхак №6. Перенаправьте вопрос аудитории
Не спешите сами отвечать на все вопросы участников. Особенно, когда сами не знаете ответа. Перенаправьте вопрос аудитории. Так вы повысите вовлечёность аудитории и уверенность в своих силах, то есть в способности ответить самостоятельно, без помощи тренера, на любой вопрос тренинга.
Лайфхак №7. Ожидания от обучения в будущем
Хорошим способом завершить тренинг может быть эссе на тему “Что я применю в жизни из того, чему научился на тренинге”. Участники пишут короткий текст, запечатывают в конверты и передают тренеру. Месяц спустя тренер отправляет им эти тексты по почте. Это напоминает участникам о том, чему они научились, стимулирует применять на практике и, в общем, служит хорошим пиаром для тренера и тренинга. Более того, это прекрасная обратная связь о тренинге для тренера.
5. В аудитории всегда есть пассивные и/или молчаливые участники. Ни в коем случае не стоит их разговаривать насильно. Вместо этого можно (1) попросить высказаться всех участников один за другим (2) попросить всех участников написать свои ответы/вопросы на карточках и передать тренеру или (3) обсудить их сначала в парах, потом в четвёрках и т.д.
Лайфхак №8. Оценка обучения
Оцените насколько эффективно вы обучаете студентов по модели Киркпатрика. Это очень просто! Всего лишь 4 шага:
Оценка обучения по этой модели применяется многими компаниями, чтобы поддерживать эффективность обучения на высоком уровне. Если ваши студенты применяют полученные от вас знания и умения в своей реальной работе - гордитесь собой! Вы - настоящий профессионал!- Оцените насколько студентам нравится обучение (тема, формат обучения, практические задания) по анкете обратной связи;
- Сразу после занятия определите уровень усвоенных знаний с помощью теста;
- Через 1-2 месяца после завершения дисциплины оцените помнят ли студенты вашу дисциплину;
- После 1 года завершения дисциплины оцените насколько ваши студенты применяют полученные на вашем обучении знания в работе (если это является возможным).
Автор статьи: Сунгат Мергенбаев
[1] - Arabasz, Baker, 2003, bibliography #1, p. 17.
Комментарии
Отправить комментарий