Аквариум, день третий или о полезности групповых заданий
Известная притча. Рыбак вёз на телеге рыбу в соседний город. Путник увидел, что на телеге квадратные колёса.
- Сделал бы ты себе круглые колёса, сказал Путник, возил бы рыбу быстрее и больше.
- Некогда мне этим заниматься, много рыбы ещё надо перевезти, ответил Рыбак.
- Сделал бы ты себе круглые колёса, сказал Путник, возил бы рыбу быстрее и больше.
- Некогда мне этим заниматься, много рыбы ещё надо перевезти, ответил Рыбак.
В преподавании тоже часто слышишь аргумент - "Нет времени!" Нет времени, чтобы научить студентов самостоятельности, осознанности, ответственности за своё обучение, умению учиться самостоятельно и другим важным, самым важным умениям и навыкам. Ведь у преподавателя так много времени уходит на проверку работ, контроль и дизайн таких заданий, чтобы студенты не могли списать или сговориться.
На третьей встрече "Аквариума" мы обсуждали как раз такую ситуацию: создание такого задания, которое позволяет не только развить у студентов крайне полезные, современные навыки, но и способное сэкономить время преподавателя в дальнейшем. Потому что студенты становятся более самостоятельными и ответственными.
В рамках дисциплин "Микроэкономика" и "Макроэкономика" в ноябре прошли открытые занятия, на которых 10 групп студентов трёх разных специальностей Университета Нархоз защищали свои групповые презентации каждая группа по своей уникальной теме, выбранной членами группы из перечня, предложенного преподавателем. Темы не предусматривали одного однозначно верного ответа: защита считалась успешной, если группа умело аргументировала своё решение.
- - - - - - - - - - -
В рамках дисциплин "Микроэкономика" и "Макроэкономика" в ноябре прошли открытые занятия, на которых 10 групп студентов трёх разных специальностей Университета Нархоз защищали свои групповые презентации каждая группа по своей уникальной теме, выбранной членами группы из перечня, предложенного преподавателем. Темы не предусматривали одного однозначно верного ответа: защита считалась успешной, если группа умело аргументировала своё решение.
Каждая группа должна была подготовить презентацию, информацию для которой они собирали самостоятельно. Защита презентаций происходила устно в течение 5 минут. За временем студенты следили самостоятельно. Защиту проводил один студент из группы, выбранный по жребию. Читать текст из презентации или с листа было категорически запрещено. Выставлялась единая оценка на группу.
Умение создавать презентации в данном задании было второстепенным результатом: студенты уже осваивали его в рамках дисциплины "Академическое письмо". Более важным был навык обращения с презентацией, её связи с выступлением. Поскольку было запрещено читать текст презентации во время выступления, в выигрышном положении оказывались студенты, которые использовали презентацию как вспомогательный инструмент выступления.
Студенты и до этого в рамках других дисциплин практиковали навык публичных выступлений. Однако в данном случае на выступление отводились несущественные пять минут. Сжатые временные рамки оказывали давление особенно на менее подготовленных студентов. Таким образом более успешными оказывались студенты, которые тренировали речь, продумывали возможные вопросы преподавателя и варианты ответов.
В отсутствие однозначно верных решений, упор в задании делался на умение аргументировать свою позицию, защитить свои выводы, используя самостоятельно найденную и обработанную информацию. Основы навыка критического мышления студенты также получили ранее на других дисциплинах. В данном же случае им представился случай попрактиковать этот навык в полной мере в условиях приближенных к реальным в своей предметной области.
Группы студентов формировались исходя только из одного ограничения: отличники в одних группах, отстающие студенты в других. С точки зрения дидактики такое требование неоднозначно. Однако очевидно то, что студенты, которые могли в течение семестра привыкнуть полагаться при выполнении заданий на своих более усидчивых однокашников, при выполнении этого задания были вынуждены включиться в работу в полной мере.
Групповые формы самостоятельных работ хороши тем, что позволяют имитировать условия (командного) взаимодействия, приближенные к реальным. Условия, с которыми студенты столкнутся на своих рабочих местах в недалёком будущем. В одиночку выполнить задание нелегко, но и вместе не легче: понять задание, чтобы разделить его на отдельные задачи, распределить задачи и роли, контролировать выполнение, разрешать конфликты, научиться бороться с "зайцами" - эти и многие другие так называемые ключевые, универсальные компетенции определяли успех той или иной группы студентов в данном задании.
В целом успех зависел от ответственности за результаты (обучения), самостоятельности и умения быстро обучаться и адаптироваться. Доходило до того, что некоторые студенты, которых жребий выбрал выступать от имени группы, отводили свою кандидатуру, получая при этом ноль, поскольку понимали, что не готовы эффективно провести защиту и могут подвести группу.
Подобное задание служит не столько для контроля знаний, хотя и это тоже было целью, сколько для обучения: студенты самообучались во время выполнения задания. Помимо освоения предметных знаний и умений, студенты осваивали много универсальных, метапредметных, надпредметных навыков, таких как критическое мышление, навык публичных выступлений, поиск и отбор информации, командная работа... Почему эти навыки важны и подчас важнее, чем предметные?!
Об этом публикация Института образования Высшей школы экономики "Универсальные компетентности и новая грамотность". Мир меняется всё быстрее. Предметные знания, столь важные в эпоху индустриализации, всё быстрее устаревают:
"...готовые знания «в коробке» с большей долей вероятности устареют к моменту выхода выпускника на рынок труда".
Учить экономике (физике, бухгалтерскому учёту, психологии и т.д.) важно и нужно. Но не менее важно научить студентов продолжать учиться самостоятельно, используя весь набор средств обучения: не только учебники и преподавателя, но и однокашников, себя самих:
Об этом же пишут ОЭСР и ЮНЕСКО - это мировая тенденция. В разных странах перечень и определение универсальных навыков, компетентностей (термины используются как синонимы) разные. Институт образования ВШЭ определяет их как"Результатом такого образования становится выпускник, способный принимать решения, действовать и решать задачи в повседневной реальной жизни и самостоятельно учиться, адаптируясь к новым нестандартным ситуациям".
- компетентность мышления, которая включает
"понимание, анализ и интерпретацию задачи, поиск и выделение закономерностей в массиве фактов; [...] выстраивание причинно-следственных цепочек, [...] выбор и применение вариантов для решения комплексных задач, в том числе открытых (имеющих более одного решения)..."
- компетентность взаимодействия с другими, которая включает
"кооперативность, способность к сотрудничеству, совместной работе (сooperation / collaboration), в том числе в роли лидера и в роли участника команды, ответственность и ее распределение, координация действий внутри команды; [...] способность договариваться (убеждать, аргументировать свою позицию и принимать чужую, [...] разрешать конфликты, осознавать возможные объективные противоречия в интересах разных сторон и учитывать их при принятии решений…"
- компетентность взаимодействия с собой, которая включает
"саморегуляцию, самоконтроль, в том числе распознавание своих эмоций и управление ими; [...] самоорганизацию — способность человека рефлексивно относиться к своей деятельности, мобилизовать себя на выполнение задач, способность выбирать стратегию настойчивости или гибкости…"Все эти качества, за исключением возможно последнего, хорошо отрабатываются в групповых заданиях, особенно с высоким уровнем самостоятельности студентов. То есть в таких заданиях, которые были продемонстрированы нам на очередной встрече "Аквариума".
Больше информации об открытом занятии вы можете почерпнуть в этой презентации (ссылка доступна только членам "Аквариума").
Следующая встреча "Аквариума" состоится 6 декабря. Информация об "Аквариуме" и ссылка на заявление о вступлении в клуб доступны всем желающим здесь.
Комментарии
Отправить комментарий